-
Музыкальное воспитание в семье - читать
-
Пойте на здоровье - читать
-
Веселые игры с пением - читать
-
Отдавать ли ребенка в музыкальную школу?
Перед многими родителями стоит вопрос: чем занять свободное время ребенка? И найти нужно что-то, что сеет разумное, доброе, вечное, но в то же время что-то интересное, чтобы чадо не скучало. Часто выбор падает на музыкальную школу. На вопрос «Отдавать ли ребенка в музыкальную школу?» можно ответить «Да!». Ведь занятия музыкой развивают, расширяют кругозор и прививают чувство прекрасного.
Музыкальные школы предлагают богатый выбор инструментов для обучения: духовые, струнные, клавишные, ударные.
Но прежде чем выбрать инструмент, ответьте себе на несколько вопросов:
• Нравится ли ребенку инструмент?
• Готов ли он физически для этого инструмента (баян, аккордеон требуют определенной физической подготовки)?
• Готовы ли вы слушать звуки этого инструмента каждый день, при том, что первые несколько лет чистого исполнения вы не услышите?
Если ответы по всем пунктам положительные, то в добрый путь!
Минусы музыкальной школы, о которых нужно знать:
Человеческий фактор. Многие занятия проходят не в группах, а один на один с учителем, поэтому к выбору наставника нужно отнестись с особой тщательностью. Музыка — дело тонкое и легко дается не всем, а неподходящий преподаватель может убить в ребенке любовь к музыке и развить комплексы. Но если уж повезёт с педагогом, остальные минусы можно пережить.
— Большая нагрузка. Занятия в музыкальной школе - это ежедневный труд. Помимо школы, ребенку нужно заниматься по несколько часов в день дома. Плюс подготовка к выступлениям и экзаменам.
— Скука. Разучивание гамм и этюдов вряд ли приведет кого-то в восторг. Да и классические музыкальные произведения вкусам школьников не всегда соответствуют. До классики еще нужно дорасти.
— Проблемы со здоровьем. Нерегулярное питание, стрессы во время концертов и экзаменов могут привести к сбою пищеварительной системы и ослаблению иммунитета.
Плюсов музыкальной школы более чем достаточно. Дети этих плюсов обычно не видят в силу возраста, но о них непременно должны знать родители, которые задумываются о музыкальной школе для своего ребенка.
Положительные стороны занятий музыкой:
+ Развитие музыкального слуха и постановка голоса. Без этого не обойтись будущему артисту, но даже если ваш ребенок не планирует связать свою жизнь с музыкой, умение чисто и хорошо петь ему точно не помешает.
+ Повышение уровня культуры. Ребенок получит знания о музыкальных направлениях, композиторах, истории музыки. Даже не самый примерный ученик будет знать, что Сальери Моцарта не убивал, а Сметана — это не только кисломолочный продукт.
+ Развитие усидчивости и трудолюбия, умения распределять свое время. Без этих качеств успешно учиться в музыкальной школе, в общеобразовательной школе, да и просто жить практически невозможно.
+ Рост уровня интеллекта и развитие речи. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, что положительно влияет на речевую деятельность. Доказано, что дети, которые занимаются музыкой, опережают сверстников в развитии: они лучше и быстрее читают, грамотнее говорят, лучше воспринимают и обрабатывают информацию. Музыкантам легче даются иностранные языки: натренированная память и хороший слух помогают быстро запоминать иноязычные конструкции и положительно влияют на произношение. Более того, у ребенка равномерно развиваются оба полушария мозга, т.к. на музыкальном инструменте играют двумя руками. Все это ведет к общему росту уровня интеллекта.
+ Повышение уверенности в себе. Постоянное участие в концертах помогает ребенку раскрыться и справиться со страхом публичных выступлений.
Как поддержать у ребёнка интерес
к музыкальному образованию
Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.
О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, написано бессчетное количество статей. Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!
Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от занятий музыкой, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему? Родители и преподаватели музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении. Взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятия?» звучит стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».
Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют!
Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети?- спросите вы. Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.
В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес.
Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забываем мы. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, например:
- где ребёнок мог бы послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах;
- музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку;
- какие именно инструменты должны быть в уголке? - металлофон, детская флейта, барабан, бубен, колокольчики, изготовленные своими руками погремушки и другие.
В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе. Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.
Хорошо было бы приобрести диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «Детский альбом» П.И. Чайковского, «В пещере горного короля» Э. Грига, музыкальные сказки: «Золотой ключик», «Бременские музыканты», «Красная шапочка».
Родителям рекомендуем так же читать детскую литературу о музыке (Интернет позволяет это делать сейчас, не выходя из дома), чаще смотреть с детьми музыкальные театральные постановки, познакомиться с работой творческих детских студий.
КАКУЮ МУЗЫКУ ВЫБРАТЬ
ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА?
Первое, на что Вы должны ориентироваться при выборе музыки, предназначенной для прослушивания вместе с ребенком, это ее эмоциональный настрой. Словами это можно объяснить так: «Музыка звучит спокойно, радостно, светло, чисто, нежно, трогательно, лучисто». Больше всего для прослушивания подходит инструментальная струнная музыка (Гайдн, Моцарт, Гендель). Обратитесь к гармоничной, взвешенной музыке итальянских композиторов (Вивальди, Корелли, Марчелло).
Для первых занятий по знакомству с миром музыкальной культуры можно приобрести сборник инструментальной классической музыки («Шедевры мировой музыки»). Так же можно поискать интересные инструментальные композиции, созданные специально для малышей, а так же наполненные звуками природы. Не забывайте про старые добрые песенки из детских советских мультфильмов.
Интересны так же программы, созданные Сергеем и Екатериной Железновыми. Это диски с веселой музыкой, красивыми мелодиями, ярким исполнением, направленным на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха, нравятся всем малышам и родителям.
Если Вы любите популярную музыку, то советуем Вам воздержаться от ее частого прослушивания, особенно избегать воздействия на малыша рок-музыки. Ученые утверждают, что давление на ребенка такой музыки оказывает вредное влияние и с точки зрения физиологии, и с точки зрения эстетического развития.
Помимо прослушивания музыки для развития эстетических переживаний имеет большое значение пение Вами народных песен, в особенности колыбельных. Пойте малышу! Человеческий голос обладает большой теплотой. Народная музыка насыщена громадным опытом положительного воздействия мелодии и слов на человека.
Постарайтесь выучить больше колыбельных песен, ритуальных песенок. Исполняйте для малыша с душой и сопровождайте ими выполнение разных режимных моментов. Полезно иногда пропевать имя ребенка с разной интонацией, какие-нибудь фразы, импровизировать сказки, играя в «оперу». В общем, разукрашивать быт музыкой, пением. Это не только развивает малыша в музыкальном отношении, но и веселит его, поднимает настроение и одновременно прививает ему вкус к творчеству.
Среда ДОУ, как место музыкальной деятельности.
Среда организованной музыкальной деятельности в ДОУ создается на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руководитель. Требование к среде – ее проблемность и развивающий характер: она через свое содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребенка. Информационный фактор: музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия, дидактические материалы, костюмы, репертуар. Социальный фактор: организатор среды - музыкальный руководитель. Взаимодействие с воспитателем: взрослый - образец для подражания, сверстники ребенка выступают в качестве партнеров совместной деятельности, и образцами для подражания. Эмоциональный фактор: психологический комфорт, настрой на активную познавательную деятельность, уважение к правилам, которые «любит» музыка. Например - тишину.
Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности ДОУ осуществляется совместно с воспитателем в группе. Воспитатель не обучает детей – он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывает свое отношение к ней, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, проводит музыкальные разминки (утренняя песня-приветствие, проведение вечера песни). Воспитатель должен продолжать педагогическую линию музыкального руководителя и является образцом музыкального восприятия. Сверстники также могут быть образцами музыкально-творческой деятельности.
Среда семьи как место музыкальной деятельности ребенка.
Общепризнанно: семья или способствует музыкальному развитию ребенка, или тормозит его. Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение дней открытых дверей, анкетирование, создание фотоальбомов «Моя музыкальная семья», «Музыкальный дневник группы», приглашение родителей на утренники, городские выступления. Можно провести выставку «Рисуем музыку», конкурс на лучший музыкальный ребус, лучший музыкальный самодельный музыкальный инструмент.
Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие и им, улучшают настроение. Семейные чтения хорошо сопровождать музыкой.
Социум как среда музыкального просвещения ребенка.
Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами. Увлеченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулирования творческой активности детей.