В последние годы погода в зимнее время весьма переменчива: то легкие заморозки, то дождь с мокрым снегом, то обильные снегопады, а иногда мильный ветер и вьюга. Для нашей зимы характерны внезапные кардинальные изменения в погоде.
С наступлением зимы в душе возникают особые чувства и желание провести это время года весело и радостно. Ощущение праздника и тепла дают тот заряд эмоций, который сохраняет настроение на высоте. Каждый взрослый знает, с каким нетерпением дети ждут зиму, как радуются первому снегу, с каким удовольствием и воодушевлением лепят снеговиков или играют в снежки. Это время года для детей – долгожданная любимая пора. Ведь все кругом превращается в сказочную страну. И погодные условия не должны являться препятствием для прогулок на свежем воздухе. И зимнее время - не исключение из правил.
Прогулки зимой – не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки чрезвычайно полезны для детского организма, так как зимний воздух гораздо более насыщен кислородом, чем летний. К тому же зимние прогулки благотворно влияют на здоровье ребенка, его иммунитет, так как происходит закаливание организма.
Если дети проводят не менее часа на улице, они получают заряд бодрости и хорошего настроения, к тому же совместная деятельность развивает социальные навыки и воспитывает дружелюбие, чувство ответственности, учит быть терпимыми друг к другу.
Я постоянно работаю над тем, чтобы дети с удовольствием шли гулять. Детям интересно на свежем воздухе, когда они заняты. Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела. Разнообразие игр, наблюдений, упражнений, труд увлекает детей: они порой забывают о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с прогулки с желанием продолжить её.
Так. Напрмиер, на одной из прогулок воспитанники моей средней группы с удовольствием лепили снеговика своими силами, они были настолько впечатлены им, что радости не было предела.
Детям очень нравится наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, используя воду и снег. Так мы воспитываем у них наблюдательность, фантазию. Подкармливая птиц на нашем участке, мы воспитываем в наших детях доброту, отзывчивость.
Отличительная черта наших зимних прогулок – их эмоциональность, подвижность, насыщенность. Положительный эмоциональный настрой является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям, к прогулке. Радостное настроение продолжает владеть детьми и после прогулки.
Наблюдая за детьми во время зимних прогулок, мы пришла к следующим выводам:
- Гуляя с детьми, следует организовывать подвижные игры, потому что дети не должны мерзнуть во время зимней прогулки;
- При этом нельзя допускать, чтоб ребенок всполтел, при этому активные виды деятельности должны чередоваться с наблюдениями за природой, кормлением птиц;
- Родители, отправляя ребенка в детский сад, должны позаботиться о соответствии его одежды погодным условиям;
- Если педаого включается в деятельность детей на прогулке, то зимние забавы в ДОУ проходят весело для всех воспитанников.
Совместная деятельность взрослого и ребенка сближает, объединяет их в достижении поставленной цели, ребенок знает: мы вместе – нам ничего не страшно.
Гуляя с детьми, нужно организовывать наблюдение за явлениями в природе, подвижные игры, рассказывать интересные истории о жизни животных зимой. Для развития мышления, воображения и внимательности можно предложить ребенку самому придумать увлекательную историю из жизни животных. А помогут в этом заранее взятые с собой игрушки на прогулку (волк, заяц и лиса).
Таким образом, во время зимней прогулки дети должны:
- Больше двигаться– это будет способствовать совершенствованию физического развития и закаливанию организма;
- Наблюдать за окружающим миром – это усиливает интерес и любовь к природе;
- Общаться, задавать вопросы – это развивает их коммуникативные навыки и познавательный интерес.
Платонова Юлия Вадимовна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Лесовичок"