Читаем вместе

 

 

 

 

Читаем вместе

 

 

Чтение в годы детства – это, прежде всего,

воспитание сердца, прикосновение

человеческого благородства

к сокровенным уголкам детской души

В. Сухомлинский

 

Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка.

Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет)

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом

 На книжных прилавках никогда не было такого изобилия и разнообразия детских книг, как в последние годы. Тут и русская классика, и зарубежная, произведения современных авторов, сказки и приключения, детективы и фантастика. Огромный выбор того, что можно почитать детям или предложить им для самостоятельного чтения.

Важно, при этом, не забывать о том, какое огромное влияние оказывает художественная книга на душу ребенка. Далеко не всегда влияние это бывает положительным. Книга может подарить радость жизни, а может ввергнуть во мрак безысходности, может научить и мужеству.

 Пока дети малы - выбор за вами. Сделать его не только ваше право, но и обязанность. Но и когда они подрастут, не оставайтесь в стороне, ваши подсказки очень нужны и важны. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше вас: его особенности, интересы, устремления.

Пусть книги, отобранные в круг чтения ваших детей принесут им только большую пользу и большую радость.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 
ПО РУКОВОДСТВУ ДЕТСКИМ ЧТЕНИЕМ

* Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.

* Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
* Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову, как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги - яркие,  с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
* Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, зачитывайте отрывки, делитесь впечатлениями о прочитанном. Ваш пример будет заразительным для детей.
* Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок  чувствовал себя умным и талантливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, даже если он что-то понял не так, как вам этого хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевные беседы, и это согреет его сердце.
* Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. 

* Читая книги, нужные сегодня, не следует забывать и о прошлом опыте чтения: домашняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашем доме. Именно про собирателей домашних библиотек Виктор Шкловкий говорил: "Не только вы собирали книги, но и они собирали вас"

Важно начинать приучать к литературе ребёнка ещё на первом году жизни: через короткие стишки, которые мама читает между делом, через колыбельные и песенки-потешки. Первой книгой может стать пластиковая мягкая книжка-пищалка с простыми картинками: кошка, собака, мячик.

   Гиперактивному ребёнку на раннем возрасте лучше вводить по одной книжке в неделю, чтобы, пока не изучили одну книжку, не отвлекаться на вторую. Психологи рекомендуют читать малышам стихи постоянно, но что делать, если на заучивание стихов у родителей нет ни сил, ни времени, а ребёнок ещё мал, чтобы сам обращаться с книгой?

Можно развесить по квартире листочки бумаги со стихами. На кухне – про еду и обжор, в ванной (лист предварительно заламинировать!) – про грязнуль и купание, около дивана – про зарядку и силачей, в спальне – «засыпальные» и «вставальные» стихи и т.д.

Месяцев в 10 уже можно давать в руки первые книжки со стихами. Причём не удивляйтесь, когда ребёнок выберет две любимые, которые за день будут перечитываться, каждая по 25-30 раз.

Если вы видите, что ребенок устал, «поиграйте в книжки». Пусть ребенок покажет, как «идёт бычок, качается». А как Таня заплакала? А как мячик скачет? После игры продолжайте читать дальше.

Введите обязательный ритуал чтения книг на ночь.

Не отказываете детям в покупке книг. Возьмите за правило ходить в книжный магазин вместе с ребенком. Пусть это станет для него знаменательным событием.

Обратите внимание на книги с наклейками. Особенно там, где маленькие наклеечки нужно вставлять в текст. Получается чтение совместно с активным занятием. Причём, если позволяют средства, можно купить книжку с многоразовыми наклейками, и тогда можно будет читать-играть почти бесконечно.

Для закрепления прочитанного попробуйте такую игру: убирая игрушки, каждый читает про убираемый предмет наизусть короткий стишок. Про мячик, машинку, мишку, паровозик, куклу…

Попробуйте сами писать книги. Составьте книжку про Вашего сына (дочку), детям нравится слушать истории про самих себя.

Ещё один приём – составлять книжки вместе с ребёнком. В эти самодельные книги можно включить детские рисунки, фотографии, стихи.

Можно лепить сказочных героев из пластилина, устраивать кукольный театр.

И ещё, важный момент – надо прививать и культуру обращения с книжками. Рисование в книжках должно пресекаться сразу и жёстко. Книжки нельзя кидать на пол и рвать. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе они обижаются и уходят к другим детям. Книжки должны находиться в пределах досягаемости ребёнка.

Пока книжек мало, можно облегчить ребёнку работу по их хранению. Не используйте коробки, так как из них трудно доставать нужную книжечку, приучайте сразу к тому, что место книг – книжная полка. А чтобы книжечки не падали, купите пластмассовую подставку-сушилку для посуды. В отделениях для ложек-вилок удобно хранить книжки-малютки, картонные книги размером побольше, располагаются в отделениях для тарелок

Как начать семейное чтение

Сначала, уважаемые взрослые, сами прочитайте книгу, которую хотите предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему.

Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».

Несколько практических советов:

·  Начинайте чтение немедленно: чем раньше, тем лучше.

·  Читайте детям регулярно. Необходимо сделать семейное чтение непременной частью вашей жизни.

·  Подключайте к чтению всех членов семьи. Это сплотит семью, сделает ее дружней.

·  Окружайте ребенка книгами. По мнению ученых, в доме, где много книг, дети рано начинают читать.

·  Постепенно прививайте привычку, интерес и любовь к книге в процессе ознакомления с художественной литературой.

· Сочетайте слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

·  После прочтения литературного произведения побеседуйте с ребенком. Главное направление беседы – помочь осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые он еще не может раскрыть сам.

· Обменивайтесь книгами с другими семьями. А еще лучше - запишитесь в библиотеку всей семьей.

Читайте, рассказывайте сказки

Рассказывайте, читайте сказки вашим детям, а если они выросли - внукам.

Пусть дети участвуют в сказках как главные герои, руководят событиями, вмешиваясь в сочиненную сказку, подсказывают свое решение, придумывают конец сказки. Ведь в сказках как бы проигрывается будущее вашего малыша: станет ли он потом искать выход из трудной ситуации или придумывать повод, как отвертеться. Будет ли он щедрым или же мелочным.

Человечество не зря придумало сказки. Где еще несмышленому человечку можно победить драконов и притом совершенно безопасно - у теплого родного плеча мамы.

А как хороши сказки для семьи!

Пройдут годы, ваш ребенок, впитав тепло и добро прочитанных и придуманных вами сказок, воздаст вам вниманием и заботой. Человек, когда он счастлив, этого не забывает, большой он или маленький. А дети, участвуя в чтении и сочинении сказок, подлинно счастливы: они сокрушают зло и становятся на ступеньку выше в освоении добра.

Не спешите расстаться с прочитанной книгой:

· Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.

· Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д.

· А еще можно устроить домашний  маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.

· И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.

Едовина Ирина Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Лесовичок"

 

Дата последнего обновления страницы 08.09.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения