Адаптация детей к детскому саду
Почему одни малыши, когда приходят в детский сад ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травматичным.
Что такое адаптация?
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхож-дения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап его жизни.
Три степени тяжести адаптационного периода:
· легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изме-нений;
· адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском уч-реждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью от двух до шести месяцев и больше и тяжестью всех проявлений.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин.
??Особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
· наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
· состояния здоровья;
· резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
· разницы в методах воспитания.
· Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в об-щение, содержание которого не отвечает его интересам, же-ланиям.
Этапы адаптационного периода:
1 этап - подготовка родителями ребенка к условиям детского сада.
Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также ве-гетативными явлениями.
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.
B процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д.
В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии.
2 этап - приход мамы с ребенком в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.
Основная задача мамы в данной ситуации - помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: - «Как мне здесь нравится», - «Какие забавные зверушки сидят за столом!» и т.д.
Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает вос-питатель. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваи-вает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
З этап - постепенное привыкание.
Постепенная адаптация может включать несколько периодов.
Первый период: Педагог побуждает ребенка включаться в новые виды де-ятельности, и сама активно играет с ним во все игры.
Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре.
Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется.
Второй период: постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние.
Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.
2 критерия успешной адаптации:
· внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворен-ность);
· внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
· С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
|