Русские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

 

 

 

 

Русские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

 

 Олейник Светлана Николаевна,

воспитатель по физической культуре

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Лесовичок» г.Новодвинск Архангельская область

 

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

С. Михалков

 

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Русская народная игра - одно из средств воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. И вот почему! Через игровую деятельность мы прививаем дошкольнику интерес к истории и культуре своего народа, любви к большой и малой Родине. Игра является неотъемлемой частью детства любого ребенка. Общаясь и играя, дети получают огромное удовольствие.

Особенность игры как воспитательного средства в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично - игровые. В народных играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

 

Народные игры можно классифицировать:

1. По видовому отражению национальной культуры

 - отношение к окружающей природе:

Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву»,

«Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки».

- быт русского народа, где отражаются повседневные занятия наших предков: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты

- игры русских детей, отражающие игры сверстников прошлых столетий: К этому разделу относятся игры: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишки».

- вечная борьба добра против зла Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Это такие игры как: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг» и т.д.

2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).

3.  По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры

(с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).

4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

5.  С учетом возрастных особенностей детей.

6.  По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).

7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).

8.  По отношению к структуре занятия (для подготовительной, основной, заключительной частей занятия).

Народные игры очень разнообразны по тематике и направленности, что позволяет использовать их в различных сферах воспитательной работы. Подвижные народные игры я использую на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время прогулок, на физкультурных праздниках, досугах, в днях здоровья, в походах.

Интересным является проведение динамического часа в форме народных подвижных игр. Где дети могут сами выбрать игру, в которую хотят поиграть и могут сами её организовать.

Мы играем в подвижные игры не только в нашем детском саду, но и взаимодействуем с социумом, например, со школой МОУ СОШ №7, которые являются наставниками Орлят-дошколят. Воспитанники нашего детского сада являются участниками Всероссийского проекта «Орлята – дошколята». В рамках этого проекта происходят встречи со школьниками «Орлятами России», на которых мы тоже играем в народные игры.

Данную работу я провожу и с родителями. Провела опрос детей и родителей о подвижных играх. Участникам было предложено ответить на вопросы: «Назовите подвижные народные игры, в которые вы играли в детстве» (для родителей) и «В какие игры вы любите играть?» (для детей). Участниками стали родители и дети от 5 до 65 лет.

В результате лидирующие позиции занимают:

на 10 месте игра «Футбол», «Кандалы» («Цепи»), «Скакалки»;
• на 9 игра «12 палочек»;
• 8-е место разделили игры «Жмурки», «Резинки», «Штандер»;
• на 7 «Лягушки»;
• на 6 «Лапта»;
• на 5 «Классики»;
• на 4 «Казаки – разбойники»;
• на 3 «Прятки»;
• на 2 игра «Вышибалы»;

• на 1 игра «Догонялки» («Ловишки»).

В результате опроса мы пришли к выводу, что одинаковые народные подвижные игры объединяли целые поколения людей. Оказалось, что игры, в которые играли ещё наши родители интересны и знакомы их детям.

Провожу семинары - практикумы с родителями такие как: «Игры поморской ребятни», «Игры наших бабушек и дедушек», на которых не только я рассказываю об играх, но и родители, бабушки и дедушки играют с нами в игры своего детства.

Ежегодно в нашем детском саду проходит «День наоборот или как родители стали воспитателями», на котором предлагаю родителям поиграть с детьми в различные народные игры.

Таким образом, подвижные игры оказывают большое влияние на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности.

Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других.

В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Дата последнего обновления страницы 29.06.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения